Царство бога Солнца

Любой ценитель красоты скажет, что самое незабываемое - будь то мелодия, тканый ковер или человеческое лицо - получается из соединения, смешения стилей, красок и крайностей. Классик может сколько угодно заявлять: "Запад есть Запад, Восток есть Восток и им не сойтись никогда"... Однако на этом свете существуют еще места, находясь в которых, не всегда понимаешь, улавливаешь тот момент, когда западный комфорт начинает плавно перетекать в восточную роскошь. Существуют такие места, и одно из них - Хургада.

Арабы, впрочем, называют этот популярный курорт по-другому - Гардака. Он - для тех, кто слегка утомлен обилием впечатлений от знакомства с "памятниками старины" и решил отдохнуть...

Две вечности держат в объятиях этот современный курортный город. С одной стороны - ласковые и теплые волны Красного моря шелестят по песку ее пляжей; другое же море стелется всего через несколько километров от Хургады - это "желтое море" песчаных дюн, бесконечная пустыня. Только современность постелила между бирюзой моря и золотом песка многоцветный ковер популярных курортов. Люди создали в этих местах оазисы и возвели роскошные отели с дискотеками, тренажерными залами и массажными кабинетами, ресторанами с самой разнообразной кухней.

Тот, кто желает "национального колорита" на обеденном столе, может наслаждаться им, - в прямом смысле этого слова. Блюда египетской кухни могут быть приторно сладкими - как крем-пудинг со странным названием мухалля-биййя, смешанный с мороженым и миндалем, - по-местному умм-али. Они же могут быть обжигающе-острыми - как только что снятый с вертела кебаб. Все это - вкус Египта. Но в Хургаде не забывают и о европейской кухне.

На вершинах "рейтинга кулинарных предпочтений", конечно же, блюда из "даров моря"... Впрочем, морские обитатели способны порадовать отнюдь не единственное из пяти чувств.

Даже и в те времена, когда Хургада была еще скромным рыболовецким портом, прозрачные и теплые волны Красного моря уже привлекали многих отдохнуть здесь. Вся загадочная красота его подводных глубин с той поры ничуть не изменилась, только возросло количество желающих полюбоваться.

Говорят, в Хургаде больше ныряют, чем плавают. Вы только-только успеете устроиться в отеле, как вам уже начнут предлагать обучиться подводному плаванию или совершить морскую прогулку. Поинтересуйтесь расценками и не отказывайтесь! И вы увидите, что богатая самыми фантастическими оттенками палитра моря - вовсе не редкость для этих мест. Она просто скрыта под водой. Красные, желтые, зеленые, фиолетовые кораллы, похожие то на шпили замков, то на оленьи рога, то на загадочное кружево... Золотистая паутина и яркие оранжевые вспышки "лепестков" подводных "цветов" - на самом деле это тоже животные, как и кораллы. И рыбы - самого невообразимого цвета и вида: рыбы-бабочки, рыбы-хирурги, рыбы-клоуны, рыбы-ангелы, рыбы-попугаи... Большая часть их не только "непугана", но и весьма любопытна - плавают рядом, тычутся - то в стекло маски, то в объектив подводной фотокамеры, которую легко можно приобрести или взять напрокат. Такие снимки - замечательная память, особенно учитывая то, что даже самая скромная - хоть на веточку коралла - "подводная охота" здесь запрещена. Да и не хочется нарушать такую красоту! Кстати, большая часть этой подводной фауны совершенно безобидна. Но все-таки -будьте осторожны. По уверениям всем известного аквалангиста Жака Ива Кусто, самый опасный зверь в море - это морской еж, наступить на которого - крайне "неприятно".

Но для того, чтобы полюбоваться подводными красотами, не обязательно погружаться с аквалангом. Вполне хватит привычных маски и трубки, которые тоже легко можно приобрести на месте. Можно, конечно, и совсем не погружаться - а просто отправиться на экскурсию и посмотреть на то же подводное разноцветье через прозрачное дно лодки. А может, решите заняться серфингом?

Погружаться можно не только в Красное - но и в людское море. За этим лучше всего отправиться в Дахар. Этот квартал на севере Хургады - своеобразный старый город, в котором действительно сохранились приметы традиционного образа жизни. Это скопление улиц и переулков, полных самыми разнообразными лавочками и ресторанчиками. И какой турист устоит перед соблазном посетить базар? Настоящий, восточный, шумный, где продавцы, кажется, способны со всем красноречием расхваливать свой товар на любом наречии мира. Здесь солнце, сияющее множеством своих зайчиков по самой разнообразной медной посуде, точно тоже хочет похвалить искусство мастера; а яркость тканей и украшений богатством цветов спорит с горами самых разнообразных фруктов. Всевозможные специи - знакомые и незнакомые, источают свой аромат, смешивающийся в воздухе с терпким дымком кальяна и зазывными запахами какой-то загадочной восточной еды и кофе...

Впрочем, за настоящим пиршеством ароматов надо заглянуть в особенную лавочку - парфюмерную. Здесь, в тяжелых стеклянных флаконах ручной работы - один флакон способен послужить сувениром - под фигурными пробками прячутся драгоценные ароматы. Их сокровищница неисчерпаема - от тех тяжелых и пряных запахов, что и принято называть "восточными", до неожиданно прохладных и свежих. И каждый продавец рад уверить: сырье для знаменитых французских духов закупается именно здесь. Составляющие многих французских духов действительно родом с берегов Нила - и, может быть, он говорит чистую правду? Во всяком случае, устоять перед соблазном трудно (да и зачем?) - выбирайте на свой вкус: концентрированные духи - один из лучших сувениров Хургады.

Но все же требуемая экзотика - это не только базары. Может быть, вы попробуете познакомиться с другим морем - "золотым океаном" песка и решитесь отправиться в пустынное сафари на джипах? Всего пара километров от отелей Хургады - и начинается самая настоящая пустыня. Море песка - бескрайний простор, ослепительно сияющий на солнце, только далекие вершины гор замыкают панораму.

Джип, словно корабль, преодолевает волны дюн. Песок сам несет машину вниз, как мягкий эскалатор. Впрочем, для особо неугомонных "экстремалов" могут устроить и гонки по барханам. Не забудьте защитить от песка и солнца и себя, и фототехнику. Что фотографировать - будет. Конечная цель такого сафари - стан бедуинов. Здесь стоит пересесть на "исконный корабль пустыни" - на верблюда, и он прошествует своим неспешным, величавым шагом к бедуинским шатрам, обещающим вам кров. Вечером вас ожидает ужин на мягких подушках, танцы под загадочную восточную музыку и потрясающий пустынный закат, когда огромный шар закатного солнца, опускаясь в пески пустыни, делает их действительно золотыми...

Пустыня - песок - время... Ассоциативная цепочка не требует пояснений, особенно здесь. Ведь Египет - это совершенно особенная земля. И снова возобладает желание прикоснуться к той глубине истории, с которой нас знакомили еще в детстве. А может, оно на самом деле никуда и не исчезало? Во всяком случае, все это вполне осуществимо.

От Хургады через уже знакомое "море" Аравийской пустыни можно доехать до древнего и загадочного Луксора, что был столицей Египта во времена Среднего царства. Здесь вас снова встретит кипучая, по-восточному яркая жизнь: старательно стучат молоточками чеканщики по меди, торговцы расхваливают свой товар, повара жарят лепешки в тандырах и следят за бараниной на мангале, в кофейнях курят кальян и играют в нарды... Вы это уже видели? Но вдумайтесь: эта обычная жизнь, почти не меняясь, течет здесь тысячи лет. Тому, кто старше времени, некуда спешить. Древность этих мест пугает и завораживает.

Луксор разделен Нилом на две части. Когда-то Нил вполне реально играл здесь роль известной реки всех мифологических царств - той, что разделяет мир живых и мир мертвых. На правом берегу издавна находится Город Живых. На левом - Город Мертвых, место захоронения фараонов и их жен. И тем, кто служил мертвым - строителям гробниц не разрешалось ступать вновь на берег живых, по причинам не только мифологическим, но и вполне приземленным: они охраняли секреты царских захоронений, наполненных сокровищами. Эти художники, каменщики, маляры, резчики по дереву поколениями жили здесь изолированно от остального населения. Минули века, но и их далекие потомки по-прежнему отказываются переселиться на равнину восточного берега. Как знать, возможно, эти люди все еще продолжают охранять чьи-то секреты...

Но туристам все нипочем. На пароме или на старомодной, но такой колоритной фелюге под парусом они переправляются туда, где ладья бога Солнца Ра когда-то завершала свое дневное путешествие. И останавливаются у длинного ущелья, именуемого долиной Царей. Шестьдесят фараонов окончили здесь свой земной путь. В некоторых усыпальницах сохранились фрески - яркие, совершенно не потускневшие, будто нарисованные только вчера.

Но, увы - как бы ни маскировали входы в погребальные камеры, какие бы страшные угрозы тому, кто вскроет гробницу, не выводил причудливый рисунок иероглифов, все шестьдесят захоронений фараонов были разграблены. Многие - еще в глубокой древности. "Повезло" только Тутанхамону. Его гробница была обнаружена в 1922 г. английским археологом Говардом Картером, который случайно натолкнулся на нее после долгих лет поисков.

В полутора километрах от Долины Царей находится Долина Цариц. Здесь была похоронена знаменитая Нефертити, жены фараона Рамзеса И и многие другие царицы. На западном берегу есть еще и удивительные посмертные храмы Рамзеса III и царицы Хатшепсут. Божественное рождение и подвиги этой царицы, в возрасте 24 лет завладевшей троном и 34 года правившей Египтом, увековечены на стенах храма, у стен которого на вольном воздухе раз в году итальянцы ставят знаменитую "Аиду".

А на пути к этому храму вас встретят две огромные (20 метров) сидящие фигуры. Это колоссы Мемнона, высеченные из единого монолита. В те немыслимо далекие времена они охраняли вход в посмертный храм фараона Аменхотепа III. Но и ныне, каждый день на рассвете они издают звуки, похожие на человеческие стенания, что когда-то пугали суеверных египтян. Наши суеверные современники уверены, что это стонут души фараонов. А скептики говорят, что все дело в перепадах температуры…

Еще на восточном берегу Нила остался храм священной триады Амона, Мут и Хона, чтимой когда-то древними Фивами (да, этот город героических сказаний - это современный Луксор). Здесь вас снова встретят две гигантские фигуры. А еще - одинокий гранитный обелиск. Их тоже было два, но один из них, подаренный пашой Египта Мухаммедом Али французскому королю Луи-Филиппу, переехал в девятнадцатом веке в Париж, на площадь Согласия. От этого луксорского храма начинается Дорога Сфинксов, каждый из которых - лев с головой барана, что по понятиям египтян означало соединение силы и доброты, которое воплощал собой бог Солнца Амон. Дорога Сфинксов выведет вас к Карнакскому храму - дому бога Амона. Этот самый большой храмовый комплекс мира строило несколько поколений фараонов. Самое потрясающее в нем -многоколонный зал Гипостиль. Говорят, что его 134 величественные колонны, выстроившиеся в 16 рядов, символизируют собой мифический лес, где, по преданию, обитал бог Солнца. Неведомо, какой свод возвышался над этими колоннами - время было к нему немилосердно, ныне они "подпирают" тот свод, в котором этот бог, такой щедрый к Египту, действительно обитает - небо...

Лучший вид на Карнакский храм - с берегов Священного озера. В былые времена оно служило сценой для религиозных мистерий. По нему скользила золоченая ладья Амона и лодки его свиты. Непрозрачное, с темной и какой-то густой водой, оно кажется бездонным.

А с уже не такой высокой гранитной колонной, увенчанной скарабеем, что стоит у самой кромки воды, связана египетская легенда о конце света. Утверждают, что он наступит, когда священный скарабей - символ солнца скроется под землей. Когда-то высота этой колонны составляла полтора десятка метров. Сейчас уже - не более двух. Медленно, по несколько миллиметров в год она уходит под землю... Впрочем, легенды всего мира любят повествовать о конце света... Но, вернувшись в жизнерадостную и вечную суету современного Луксора - Города Живых, хочется думать только о хорошем... Например о том, что свет в "Царстве пламенного Ра" просто не может кончиться - никогда.

Знакомство с Египтом может начаться не с Африки, а с Азии. На самом краю Синайского полуострова расположен Шарм-эль-Шейх - самый европейский из египетских курортов. Это - идеальное место отдыха для тех, кто хотел бы наслаждаться всей красотой морских глубин. Красное море с его чистейшей водой - идеальное место для любителей подводного плавания. Впрочем, совсем необязательно погружаться с аквалангом, - и просто плавая с маской и трубкой, вы вполне сможете полюбоваться всей феерией жизни кораллового рифа.

Коралловые рифы здесь начинаются почти у кромки берега. Тем более, в новых курортных районах (Хадаба, залив Шарм-эль-Майа, Шарк Бей) отелям вообще запрещено очищать дно от кораллов. Даже на то, чтобы построить уходящие в море мостики, требуется специальное разрешение. Зато вся красота подводной жизни оказывается у вас буквально под ногами. А если заплыть поглубже, в рыбье царство, можно полюбоваться всем этим плавучим калейдоскопом. Рыбы - желтые, синие, красные, черные в белую полоску, розовато-перламутровые, как жемчужины - всякие, самых невообразимых форм, снуют среди зеленых, фиолетовых, красных кораллов в поисках пищи, охраняют "нору" с мальками, или просто неспешно проплывают мимо вас по своим рыбьим делам.

Назвать лучшие места для погружения невозможно. В крупных отелях и центрах подводного плавания можно попросить карту, на которой отмечены все наиболее интересные места с подробным описанием флоры и фауны водного мира.

А если вы хотите, чтобы ваша встреча с подводными красотами оказалась действительно незабываемой, то лучше всего отправиться на экскурсию в Рас-Мохаммед, Морской национальный парк, расположенный в двадцати пяти километрах к юго-западу от Шарм-эль-Шейха. Он расположен на южной оконечности Синайского полуострова. Именно красота этого места и разнообразие его морской флоры и фауны заставило египетское правительство объявить его национальным парком. Учтите сразу, здесь запрещены кормление и ловля рыб, а также сбор окаменелостей и кораллов. И контроль ведется очень строгий. Зато любоваться можно сколько угодно.

...От моря сложно оторвать взгляд. Оно изменчиво, постоянно, жестоко, нежно - и этим сходно с Вечностью. Просто посмотрите туда, где от курортного поселка начинаются предгорья. И вспомните, что вы стоите на библейской земле...

Это здесь, в этих горах, 40 лет скрывался от египетского преследования пророк Моисей. Здесь он встретил свою будущую жену у источника, который до сих пор существует. И здесь из горящего куста он услышал голос Бога, что повелевал Моисею вернуться на берега Нила в Египетское царство и вывести оттуда всех сынов Израиля в Землю Обетованную. Гора, подпирающая небо рядом с монастырем Святой Екатерины, упоминается, по крайней мере, в трех великих книгах - Талмуде, Библии и Коране. И в каждой из них говорится, что именно на ее вершине пророк Моисей получил каменные скрижали с десятью заповедями.

Сейчас на Священную гору может подняться любой желающий. Но чтобы, как утверждают, получить отпущение грехов и встретить потрясающей красоты рассвет, лучше совершить ночное восхождение. После полуночи 5 раз в неделю (кроме пятницы и воскресенья) экскурсионный автобус собирает по отелям Шарм-эль-Шейха пилигримов.

Но на автобусе можно доехать только до подножия горы, туда, где ютятся бедуинские кофейни и пункты проката теплых вещей. Если не запаслись - воспользуйтесь обязательно: на высоте 2285 метров, где дуют резкие и холодные ветры, без теплой одежды никак нельзя. А дальше на вершину горы ведут два пути. Один - 3750 огромных ступеней, вырубленных монахами в скалах. Этот путь короче, но труднее. Другой, более легкий, проложен в XIX в., по нему даже можно подняться верхом на верблюде или ослике.

Но туристу, выбравшему путь по ступеням, кое-что любопытное встретится и по пути. Например, "Небесные врата", где монахи исповедовали паломников перед подъемом в гору. Пещеру, в которой от гнева царицы Иезавель скрывался Илья-пророк, вам тоже покажут, только в подобающей темноте разглядеть ее будет довольно трудно. А тем, кто предпринял такой путь не только из любопытства, обязательно вспомнится притча о двух дорогах - трудной и легкой... Впрочем, выбирайте сами.

Во всяком случае, увиденный рассвет стоит любого подъема. Густая ночная темнота осторожно становится синевой, потом медленно наливается голубизной на востоке. Мрак прячется на темных склонах гор, таких рельефно четких на фоне предрассветного неба. Но потом и вершины гор, таких же вечных и одиноких, как и во времена Моисея, окрашиваются первым рассветным золотом. Кажется, солнечные лучи прорисовывают каждый острый склон, до самого последнего, исчезающего где-то там, в песках у Красного моря... И камни встречают солнечные лучи ответными золотыми искрами. Неведомо, правду ли говорят, что тому, кто встретит рассвет на Священной Горе, прощаются грехи... Но каждый, вернувшись к современности, увезет с собой впечатления от этого свидания с вечностью...

Екатерина Ашукина

"Где отдыхать?",
октябрь 2004 г.